Книга - лучший друг ребят

Вас консультирует логопед высшей квалификационной категории МБДОУ № 77 «Родничок» – Дурова Н.В.

Книга - верный,

Книга - первый,

Книга - лучший друг ребят.

- Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! -

Все ребята говорят.

         Уважаемые родители! Задумывались ли вы над тем, что и как вы читаете своим детям? Как вы выбираете для них книгу для чтения?

         Выбор книги не должен быть случайным. Прежде чем читать книгу ребенку, надо прочитать ее самим, определить, подходит ли она ему. Не секрет, что часто встречаются детские книги невысокого качества. Очень важно, чтобы книга была доступна пониманию ребенка. Для малышей доступны русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». У этих сказок несложный сюжет и много повторов, что позволяет слушателю запомнить сюжет и потом повторить его.

         Для детей старшего дошкольного возраста важно читать книги разных жанров: сказки, стихи, рассказы, басни. В этом возрасте можно учить сравнивать жанры. Пусть ребенок скажет вам, что общего в сказке и басни, чем отличается стихотворение от рассказа. Не забывайте рассказывать ребенку об авторе произведения. Дети в этом возрасте должны понимать, что есть поэты и писатели, знать их имена и фамилии. Можно и нужно знакомить детей с произведениями разной тематики.

         Дошкольников надо знакомить с книгами о природе и их авторами, чтобы вырастить и воспитать защитников природы, умеющих распоряжаться ее богатствами, любить и беречь свою землю. В этом нам помогают произведения писателей-природоведов В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Н. Сладкова и др.

         Детей, независимо от возраста, всегда привлекали сказки. Они не столько познавательны, сколько поэтичны, интересны и полезны в нравственном отношении. В сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает над злом, реальное всегда рядом с фантазией. Все это привлекает детей. Поэтому важно иметь сказки в вашей домашней библиотеке. Познакомьте детей не только с русскими сказками, но и со сказками других народов.

          Не забывайте знакомить детей с книгами о людях труда. Такие книги пробуждают в детском сознании гордость за профессии мамы и папы.

          Большую помощь вам окажет хрестоматия для дошкольников. Обычно на этих книгах указано, для какого возраста они предназначены. И вот книга выбрана. Теперь следует подготовиться к выразительному чтению. Ведь от того, как будет прочитана книга, как будут преподнесены истории, тайны, зависит многое. Книга детям должна быть преподнесена интересно, увлеченно, взволнованно, с душой.

         Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания. Ведь вы не всегда уверены, что удастся благополучно довести чтение до конца. А дети могут испытать разочарование, когда придется прерваться на интересном месте.

Не всем дошкольникам можно читать перед сном. Образы книг возбуждают воображение, приводят в волнение чувства, и дети после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, они не отдыхают как нужно.

         Чтение играет важную роль в развитии речи: ребенок усваивает

новые слова, узнает новые словосочетания, у него расширяется словарный запас. В процессе чтения книги дети слышат много новых незнакомых слов. Надо ли объяснять эти слова, если надо, то когда?

         Если вы предполагаете, что отдельные выражения, слова ваш ре­бенок не поймет, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время рассказывания, не останавливаясь, пояснить новое слово кратко.

В детских книгах есть много иллюстраций. Это отличное средство для развития в целом. Прочитав книгу, не спеша рассмотрите картинки в ней. Спросите ребенка:

•   что он видит на картинке, что ему нравится (не нравится) и почему;

•   чего изображено много (мало);

•   какие предметы похожи и чем;

•   какие предметы начинаются со звука «с» («м» и др.);

•   что делают люди;

•   кто с кем подружился (поссорился);

•   что было до этого (будет после этого) и т.д.

      Вопросов можно придумать очень много. Важно, чтобы ребенок отвечал на них охотно, используя сложные предложения, интересные обороты речи. Если ребенок затрудняется в чем-то, помогите ему. Можно попытаться составить рассказ по картинке. Сначала вместе с дошкольником, а потом пусть он сам придумает рассказ, сказку по данной иллюстрации.

      Книга закладывает основу будущего мировоззрения ребенка, и от того, какими будут его первые книги; зависит многое в его жизни. В чудесном мире книг у дошкольника появляются друзья и враги, нравственное начало, он учится отличать лучшее от худшего, верное от Неверного, рождаются мечты, на основе этого складываются взгляды и облик крохотного еще человека. Поэтому мы, взрослые — педагоги и родители, должны помочь воспитать любовь и интерес к книге, потребность в чтении. Кто-то известный сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Только взрослые, педагоги и родители,  могут  помочь ребенку полюбить книгу, воспитать интерес и потребность в чтении.

Список художественных произведений, способствующих формированию литературного вкуса:

    Сказки

    Русские народные сказки

    Литературные сказки:

    Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво» и т.д.

    А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок»

    К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр»

    Э. Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»

    Рассказы:

    Л. Толстой «Азбука», «Истории для детей», сказки

    К. Ушинский «Петушок с семьей», «Уточки»

    П. Калинина «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», «Про     жука»

    В. Сутеев «Под грибом», «Три котенка», «Кто сказал «мяу» и д.р.

  Стихотворные произведения:

  Д. Хармс «Кораблик», «Веселые чижи»,

  В. Берестов «О чем поют воробушки», «Веселое лето»,

  С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,

  С. Михалков «Дядя Степа»,

  А. Майков, А. Плещеев, А. Пушкин, А. Блок и т.д.