Содержание логопедической работы с детьми во второй младшей группе.

Во вторую младшую логопедическую группу поступают дети с 1-2 уровнем речевого развития. Навыки речевого общения в этом возрасте имеют свои особенности. Основное направление коррекционной логопедической работы отведено разделам: развитие импрессивной речи (понимание речи окружающих), развитие экспрессивной речи (развитие собственной речи), а также в разделе «Познание» особое внимание уделяется сенсорному воспитанию и развитию психических процессов.

Развитие импрессивной речи.

Работа над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие бытовые и игровые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, одежда, обувь посуда и т. д.). Уточнять понимание личных местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин); различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать – снимать, длинный – короткий и т. д.); понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу и т.д.); различать количественные числительные (1, 2, 3); дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода (кот – коты, кукла – куклы и т. д.); дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играть – играют и т. д.). Работать над различением падежных форм личных местоимений (мне, меня, тебе, тебя). Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

Развитие экспрессивной речи.

Развитие экспрессивного словаря.

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь и т. д. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов. Формировать глагольный словарь за счёт активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Внести в речь личные местоимения. Обогатить активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вон, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот – коты, кукла – куклы и т. д.); существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода в других падежах простых предложений без предлогов и с предлогами – направлениями (в, на, у); формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят); формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, мужского и женского рода (упал, упала, упали); притяжательные прилагательные (мамин, папин); числительные с существительными (один жук и т.д.); притяжательные местоимения (Мой мяч.). Формировать двухсложное предложение (Дай мяч. и т.д.).

Развитие фонетической стороны языка.

Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха, силу, динамику и модуляцию голова, а также подражание речевым звукам. Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (чёткость произношения) гласных звуков (а,о,у,и),и согласных раннего онтогенеза (м – мь, н – нь, п – пь, т – ть, в – вь, ф – фь, б – бь, к – кь, х – хь). Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи.

Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, договаривать за взрослыми слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях, отвечать на вопросы по прослушанным сказкам, предметным, сюжетным картинкам по демонстрации действий. Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинку. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.