Содержание логопедической работы с детьми в старшей группе.

Развитие словаря.

Уточнить и расширить запас представлеий на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопительных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить детей группировать предметы по признакам их соотнесённости и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия; различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какие?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотносительности с продуктами питания, растениями, материалами, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательными значениями; сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.  Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными, личными и возвратными глаголами. Расширять понимание простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных и относительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных. Закрепить понятие слово и уметь им оперировать.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в единственном и множественном числе в именительном и косвенных падежах без предлогов и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Словообразование: усвоение и использование в речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с различными приставками. Учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные. Закреплять навыки согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже; составлять простые предложения по вопросам, по картинкам и по демонстрации действий, распространять их однородными членами; составлять простые предложения с противительными союзами. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.

Развитие просодической стороны речи.

Продолжается работа, по формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха, силу, динамику и модуляцию голова, интонационную выразительность, ритмичность речи.

Коррекция произносительной стороны речи.

Закрепить правильное произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильный уклад шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. 

Работа над слоговой структуре слова.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Закрепить понятие слог и уметь оперировать им.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Учить различать гласные и согласные звуки, их отличительные признаки. Упражнять в подборе слов на заданный звук; выделять заданный звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Формировать умение различать на слух согласные звуки близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. Формировать навык различения твёрдого -  мягкого и звонко - глухого  согласных звуков. Закрепить и сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук.

Обучение элементам грамоты.

Сформировать понятие буквы и представления о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с гласными звуками и буквами А, У, О, И с согласными Т, П, Н, М, К. Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурков и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображённый с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображённых букв. Сформировать навыки составления и чтения слияния гласных, закрытых и открытых слогов.

Развитие связной речи и речевого общения.

Воспитывать активное произвольное внимание к речи. Совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужоё и своей речи; отвечать на вопросы кратко и понятно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Учить составлять рассказы-описания, а затеи и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно  рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картинки по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навыки пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; уметь «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.