Играем пальчиками - развиваем речь.

Вас консультируют:

Воспитатель МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги - Гаврилова Ю.В.

Движения пальцев рук у людей совершенствуются из поколения в поколение, так как люди выполняют руками все более тонкую и сложную работу. В древние времена требовалось все большее общение, обмен мыслями. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Речевая  зона находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Чтобы упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук доставляли удовольствие детям -  выполняйте несложные рекомендации:
1. Перед началом упражнений ребенок должен разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
2. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
3. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
5. Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. При необходимости ребенку оказывается помощь.
6. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов.     7. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся ребенку упражнения не забывайте и возвращайтесь к ним по желанию малыша.
10. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (например, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к этому виду деятельности.
11. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.
Ребенок вытягивает руки вперед, сжимает и разжимает кулачки. Повторять упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Ребенок сплетает пальцы, соединяет ладони и стискивает их как можно сильнее. Потом опускает руки и слегка трясет ими.

Наши пальчики сплетем,
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.

Потягивание.

Упражнение выполнять стоя.  Ребенок сплетает пальцы, вытягивает руки ладонями вперед, а потом поднимает их вверх и тянется как можно выше

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

Ребенок сгибает руки в локтях, держит кисти рук перед лицом, сгибает и разгибает пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.

Ребенок постукивает по столу подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.

Вращение пальцами.

Ребенок сжимает правую руку в кулачок, вытягивает указательный палец вверх и вращает им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.

Покачивание пальцами.

Ребенок сжимает правую руку в кулачок, вытягивает мизинец вверх и качает им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!

Разные движения пальцами.

Ребенок сжимает оба кулачка, вытягивает указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинает “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.

Растягивание.

Ребенок сцепляет большие пальцы и тянет в разные стороны.

Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

Ребенок растопыривает пальцы, а затем начинает одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.

Массаж пальцев.

Ребенок  растирает безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Ребенок  хлопает тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки.
Развернем наоборот,
И похлопаем немножко

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

Ребенок берет средний палец левой руки правой рукой и вращает его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка,
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.