Роль семьи в воспитании культуры речи у детей дошкольного возраста

Вас консультирует учитель-логопед выс.кв.кат. Москвина Ирина Владимировна

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Речь родителей должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети очень точно улавливают, как разговаривают взрослые и можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Ваше языковое богатство становится его достоянием.

В устной речи в быту, в разговоре подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Второпях взрослые часто неправильно употребляют фразеологические обороты типа «иметь роль», «играть значение» (вместо «играть роль», «иметь значение»); смешение однокоренных слов (паронимов): абонемент — абонент, поступок — проступок; нелитературную просторечную конструкцию — «грустить за кем- или за чем-нибудь» вместо «грустить о ком- (или о чем-) или по кому-нибудь»; неправильные ударения в словах стаканЫ, свеклА, пОртфель (вместо стакАны, свЁкла, портфЕль); «Кто крайний?» (в очереди) вместо «Кто последний?» и т. д.

Можно часто слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем». Также допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить», т. е. в значении, прямо противоположном литературному: «Дать взаймы, в долг кому-нибудь». Глагол «ложить» не употребляется без приставок, надо говорить - положить, наложить, переложить и т. д., а глагол «класть» не употребляется с приставками – нельзя говорить – «накласть», «перекласть», «покласть» и т. д.

Нередко, давая поручение ребенку, говорят: «Пойди, пожалуйста, к маме и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить мама «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, маме, что я ее прошу...»

Не принято говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: «Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что...» Вместо «она» следует называть человека по имени и отчеству. Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести уборку в октябре месяце». Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

Для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства — соответствующие интонации, логические паузы и ударения (т. е. выделять наиболее важные, «ключевые» слова), выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и т. д.

Дети учатся у родителей произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т. д. Родители должны разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами; правильно и точно подбирать слова; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов, жаргонов!

Родители должны помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов у ребёнка и тем точнее и выразительнее их речь. Взрослый обязан постоянно обогащать свой лексический багаж — одно из требований современности к речи родителей!

Общение с детьми обязывает родителей вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей и главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, родители объясняют его значение, побуждают детей употреблять его в своей речи. Так, знакомя детей с названиями различных видов техники, облегчающих труд, родители поясняют, что обозначают слова «полотер» (пол трет), «картофелечистка» (картофель чистит), «овощерезка» (овощи режет) и т. д. Или, вводя слова, обозначающие людей по профессии, поясняет, кто такой тракторист, комбайнер, доярка, каменщик, крановщик, маляр, монтажник и т. д. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т. д.

Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должны владеть родители. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому взрослому необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.

Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална!!!!

Иногда слова чего, никого, до того произносят так, как они пишутся, с подчеркнутым в середине звуком «г». А в словах булочная, нарочно, конечно подчеркнуто произносят звуки «чн». Правильно ли это? В русском языке существуют слова, которые произносятся иначе, чем пишутся. По правилам современного русского языка в таких словах, как скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произносить как «шн» (скушно, конешно, нарошно), а слова чего, никого, до того — как чиво, никаво, до таво.

Итак, произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов. Прислушаемся к дикторам радио, телевидения, мастерам художественного слова, специалистам, занимающимся вопросами культуры речи. И мы узнаем, что, например:

- сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук «ш» — бешшумный (вместо бесшумный) ;

- сочетания согласных «еж», «зж» произносятся как удвоенный долгий звук «ж» — жжигать (вместо сжигать), бежжалости (вместо без жалости);

сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук «ч» — развеччик (вместо разведчик);

сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук «щ» — щастье (вместо счастье), расскащик (вместо рассказчик) ;

в глаголах окончания «-тся», «-ться» произносятся как «-цца» — одеваецца (вместо одеваться), дерецца (вместо дерется).

Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.

Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Осмыслению того, о чем говорит взрослый, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса.

Немаловажно, как разговаривают родители с детьми — быстро, умеренно или медленно. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Голос — уникальный инструмент взрослых. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. «Секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот. Важно, чтобы голос не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые и логические ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь взрослый является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат. Нельзя разговаривать второпях, «через плечо», смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия.

Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.

Фразеологизм — это лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица. Если мы говорим «работать, засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать, спустя рукава» — работать плохо и т. д. Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно. Никогда не употребляйте фразеологизмы, не понимая их истинного значения. Положительно влияет на развитие детей речь родителей, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность. «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла» и т. д. Не менее важно для родителей умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанным родителям, хорошо знающим произведения русских классиков — писателей и поэтов.

Таким образом, Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Уважаемые, родители, вам предлагается закрепить в своей речи некоторые часто употребляемые слова и выражения.

Норма ударений русского языка.

асиммЕтрия – асимметрИя

вклЮчит – включИт

газопрОвод – газопровОд

диспАнсер – диспансЕр

дремОта - дремотА

зАдать – задАть

зАнять – занЯть

звОнит – звонИт

катАлог – каталОг

красИвее – красивЕе

кУхонный – кухОнный

мусоропрОвод – мусоропровОд

никчЕмный – никчЁмный

обеспЕчение – обеспечЕние

осУжденный – осуждЁнный

премИровать – премировАть

увЕдомить – уведомИть

бАловать – баловАть

вероисповЕдание – вероисповедАние

врУчит – вручИт

грУшевый – грушЁвый

дОбыча - добЫча

дОсуг – досУг

жАлюзи – жалюзИ

закУпоривать – закупОривать

исчЕрпать – исчерпАть

крЕмень – кремЕнь

лОмоть – ломОть

мотивИрованный – мотивирОванный

принУдить – принудИть

тУфля – туфлЯ

нАчать – начАть

новорОжденный – новорождЁнный

облЕгчить – облегчИть

Оптовый - оптОвый

откУпорить – откупОрить

повтОришь – повторИшь

страховой пОлис – полЮс

предпрИнять – предпринЯть

прИбыл – прибЫл

прИданое – придАное

ходАтайствовать– ходатАйствовать

хАос – хаОс

плЕсневеть – плесневЕть

полигрАфия – полиграфИя

пОнял – понЯл

фенОмен – феномЕн

 

Таким образом, РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ - семья – это не только место где ребёнок родился, ночует, проводит выходные дни, СЕМЬЯ – это, прежде всего, ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК любви, воспитания, исторического наследия нашей страны и КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ!