Значение формирования фонематического слуха у детей с ОНР.

Вас консультируют:

Логопед выс.кв.кат. - Гордеева Л.В.

«Хороший, ясный выговор слова,
такой, чтобы каждый из звуков,
составляющих слово, был слышен,
и чуткое ухо в различии этих звуков —
вот главное основание правописания…»

Ушинский.

Успешное обучение в школе во многом зависит от сформированностив дошкольном возрасте сенсорного (чувствительного) опыта ребенка.

В раннем возрасте фонематический слух выступает как сенсорная основа развития слуховой и звуковой стороны языка, общеречевого развития в целом. Значение хорошо развитого фонематического слуха для полноценного речевого и умственного развития ребенка неоднократно подчеркивалось исследователями детской психологии и дошкольной педагогики. Это нашло отражение и в «Программе воспитания в Д/с», где эти задачи ставятся в связи с подготовкой детей к обучению грамоте.

Многочисленные наблюдения практиков и специальные исследования ученых: А.И.Воскресенской, Р.Е.Левиной, В.А.Горбачевой, В.И.Пошагайбы и др. указывают на недостаточную подготовку части детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой в школе.

Глубокое изучение состояния речи и процессов овладения навыков чтения и письма учащихся первых классов, проведенное в ряде исследований Р.М.Боскис, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Н.С.Никишиной, Г.А.Каше, показало, что нередко встречаются дети, с большим трудом овладевающие материалом, а именно письмом и чтением. Некоторые из них без специальной помощи не могут овладеть грамотой. Исследования показали. Что такие дети в своем большинстве имеют недостатки произношения и фонематического слуха или недоразвитие фонематического слуха при правильном произношении. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР», по которой мы работаем, предназначена для обучения и воспитания детей со 2-3 уровнем речевого развития с нормативным слухом и интеллектом. Обучение детей направленно на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоение школьных значений обусловленных речевых недоразвитием.

Я остановлюсь на решении одной из проблем, а именно на особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников, как на одном из основных условий формирования правильного звукопроизношения и предупреждения дисграфии в дальнейшем, при обучении в школе.

Восприятие речи окружающих представляет для ребенка очень сложный процесс. Но уже в первые дни жизни малыш выделяет человеческую речь из других раздражителей. Постепенно он становится все более «сосредоточенным» на обращенной к нему речи взрослых, как бы «прислушивается» к ней, что выражается в изменении его поведения.

Такое раннее внимание к речи очень важно для развития сенсорной стороны речи.

Фонематический слух формируется очень рано. Исследователи речевого развития детей объясняют это тем, что именно фонематический слух составляет основу, на которой строится жизненно необходимый процесс речевого общения.

В возрасте от 3 до 7 лет у дошкольников развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. Затем твердые и мягкие, и, наконец ‒ соноры шипящие и свистящие звуки.

К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должен быть сформирован фонематический слух.

Выводы:

  1. Фонематическое восприятие ‒ способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
  2. Фонематическое восприятие играет большую роль в становлении речи
  3. В норме к 4-м годам у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие.
  4. В ряде случаев наблюдается нарушение фонематического восприятия. Чаще всего такое нарушение встречается у детей с нарушением произношения, т.е. у детей, с которыми мы работаем в условиях нашего дошкольного учреждения.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы. По этой же причине с трудом формируется и грамматический строй речи, при письме ребенок совершает большое количество ошибок на пропуски, замены букв.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1        этап ‒ узнавание неречевых звуков.

2        этап ‒  различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании, слов, фраз.

3        этап ‒ различие слов, близких по звуковому составу.

4        этап ‒ дифференциация слогов.

5        этап ‒ дифференциация фонем.

6        этап ‒ развитие навыков элементарного звукового анализа.

Вот уже несколько лет наш Д/с начинает работать с детьми 4-х и даже З-х летнего возраста. С детьми этого возраста мы развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. На первых занятиях дети слушают звуки за окном: что шумит? где шумит? кто кричит? кто разговаривает? кто смеется? и т.д. Предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

Проводятся игры: «Угадай, чей голос», «Угадай, кто это?». Отойдя от ребенка на определенное расстояние четким шепотом отдаются ему команды: потопать!, руки вверх! и т.д.

Увеличивая расстояние между логопедом и детьми (от 3 до 6) давать короткие команды: Возьми мишку и посади его в машину! Предлагается запомнить и повторить от 2 до 4 слов. Предлагается 4-5 картинок, назвать из них 2-3 и предложить детям (ребенку) найти название картинки.

Проводятся игры: «Как гудит пароход?»; «Где гудит пароход?» (далеко - близко); «Как плачет девочка?)» (громко - тихо). Проводятся игры с пиктограммами, игрушками: «Кот мяукает весело, громко!» «Собака лает обиженно, тихо!» и тому подобное. С данной возрастной группой очень часто я провожу игру: «Поймай звук!»: детям предлагается картинка с плачущей девочкой ‒ Как девочка плачет? Посмотрите на ее ротик ‒ А-А-А. Запомните этот звук (произносим его несколько раз). Затем произносятся разные варианты звуковых дорожек, а дети, опираясь на зрительный анализатор (картинку), должны «поймать» (хлопнуть в ладоши) только этот звук. Для данной работы у меня имеются картинки: «Пароход» - звук (У); «Девочка с больным зубом» - звук (О); Девочка плачет» - (А); «Насос» - (С); «Комар» - (З); «Девочка с пальцем возле губ» (говорит тихо) ‒ (Ц); «Шина» (шипит) ‒ (Ш); «Жук» - (Ж); «Тигр» (рычит) - (Р) и т.д. В этом возрасте дети с удовольствием выделяют все звуки в своих именах, именах своих родителей и близких. Все эти игры, упражнения и также работа над артикуляционным аппаратом, постановка звуков, способствует развитию речевого внимания, памяти, фонематическому восприятию.

С детьми старшей группы мы учимся делить слова на части (слоги) хлопками, повторять 1-ый слог, 2-ой. Работа над звуками (гласными, согласными) проводится с опорой на зрительный анализатор. Произнося изучаемый звук, ребенок, смотрит на артикуляционный аппарат в зеркало и делает вывод: «Гласный или согласный звук» (почему). Знакомится с цветовым обозначением звуков: гласный ‒ красная фишка, согласный ‒ синяя; мягкий согласный ‒ зеленая. К концу учебного года дети составляют схему слов типа: мак, кот, кит.

Для развития речевого слуха, фонематического восприятия я часто пользуюсь играми типа:

а)  Показываю детям картинку и громко говорю «Вагон». Затем объясняю, что я буду показывать эту картинку то правильно, то неправильно. Когда я ошибаюсь, надо хлопнуть в ладоши (Вагон, вакон, флакон, вагоп, фагон, вагом и т.д.).

б)  Выставляю на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, и т.д. Затем называю 2-3-4 слова в определенной последовательности. А дети должны отобрать соответствующие картинки в названном порядке.

В подготовительной к школе группе работа строится по принципу: «Звук» - буква, от простого к сложному.

  1. Деление слова на слоги и наоборот (+ схема).
  2. Подбор слов к слоговым схемам.
  3. Повторение звуков и букв (и изучение новых).
  4. Ознакомление с понятиями: слог, слово, предложение.
  5. Звуко-слоговой анализ и синтез слов типа: зубы, замок, кошка, танк, стол, журнал, клубок, машинка (звуковая схема на доске и в тетрадях).
  6. Подбор слов с данным звуком, с учетом его позиции в слове. Ударение.
  7. Закрепление понятий: «гласный», «согласный» звуки.
  8. Знакомство с понятиями:
    • звонкий, глухой ‒ звуки;
    • мягкий, твердый ‒ звуки.
  1. Составление из букв слов и простых предложений, типа: Мама мыла раму.
  2. Членение предложения на слова с указанием места каждого слова в предложении. Закрепление понятий:
    • слово ‒ предмет
    • слово ‒ действие
    • слово ‒ признак
    • короткое слово
  1. Составление предложений с заданным количеством слов (с учетом предлога). Работа с дифференцированным предложением. Составление схемы предложений (на столе и в тетради).
  2. Слитное чтение слогов, слов и простых предложений.
  3. Чтение простых текстов.

Для успешной работы над фонематическим восприятием в подготовительной группе я широко использую работу над многократным повторением чисто говорок, выполняю занимательные упражнения типа:

  1. Добавить недостающее слово (букву) в подписи под картинкой.
  2. Преобразование слов путем замены одного звука или перестановки слогов (Маша ‒ каша. Паша ‒ рама ‒ Мара).
  3. Составление слов из набора букв, стоящих хаотично: (НТКИА нитка, ткани, танки).
  4. Составление слов с разными геометрическими фигурами (игра «Шифровальщик»).
  5. Нахождение начала слова по предметной картинке.
  6. Составление слов из лепестков ромашки, типа
  7. а)     рак ‒ суп (из букв);

    б)     Рома-луна, ко-зы, лужа (из слогов)

  8. Нахождение начала слова (по картинке и без нее).
  9. Замена букв в словах (по таблицам): ЛИСА С-З=?
  10. Отгадывание кроссвордов, ребусов.

Таким образом, последовательно и тщательно работая над фонематическим восприятием детей ‒ логопатов, мы помогаем ребенку преодолеть речевые нарушения. Тем самым обеспечиваем полноценное, всестороннее его развитие, обеспечиваем формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной зависимостью речи и мышления и ограниченных социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Тем самым мы обеспечиваем создание основного фундамента развития ребенка ‒ формирование базовой культуры его личности.