Скоро в школу!!!

1. Психологическая готовность ребенка к школе.

Вас консультируют:

Педагог – психолог высшей квалификационной категории МБДОУ №77 «Родничок»

г. Калуги – Серёгина Е.В.

Педагог – психолог МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги –

Паукова  Антонина Юрьевна.

Готовность ребёнка к школе определяется  совокупностью его  физической, педагогической и психологической подготовки. 

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.

Социальная готовность

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный  уровень  познавательных  интересов,  готовность  к изменению социальной позиции, желание учиться, т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться  чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника –  эмоционально-благополучное отношение к школе, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Важно рассказывать ребёнку о школе, об учителях  и  о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание  учиться,  создает положительное отношение к школе.

Личностная готовность

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность.

Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. К школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

Интеллектуальная готовность

На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

Внимание: важным показателем развития внимания  является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент  произвольного внимания. Ребенок 6 - 7 лет способен сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

Мышление:  совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам.

Заранее:

  • Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
  • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  • Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
  • Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. 
  • Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
  • Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

В первые дни занятий 

 Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.  Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

 

2.Речевая готовность ребенка к школе.

Вас консультируют:

Логопед высшей квалификационной категории МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги - Левшина Л.В.

Логопед высшей квалификационной категории МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги - Егорова О.Н.

Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

 

Родителям следует обратить внимание на сформированность следующих речевых умений и навыков до поступления в школу:

 

  • Правильное произношение всех звуков родного языка;
  • Умение различать звуки речи на слух;
  • Умение производить звуковой анализ слова:

        - выделять первый и последний звук в слове;

        - называть все звуки по порядку в слове;

        - делить слово на слоги;

        - определять количество звуков и слогов в слове;

        - выделять ударный звук в слове;

  • Умение произносить слова сложной слоговой структуры (сковорода, аквариум, космонавт, регулировщик и т.д.)
  • Умение выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово);
  • Владение навыком написания (печатания) слогов, слов и простых предложений.
  • Развитие словаря (к шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов);
  • Использование обобщающих понятий в речи;
  • Развитие грамматического строя речи (правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях, употребление простых и сложных предлогов,  навык словообразования и словоизменения и т.д.)
  • Развитие связной речи;
  • Развитие общей и мелкой моторики;

 

Приведенные  ниже задания помогут родителям  самостоятельно выявить уровень речевого развития  своего ребенка.

 

1.    Проверка правильности звукопроизношения:

(Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают затруднения.)

Для выявления нарушений звукопроизношения подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, щ, ж, ч, р, рь, л, ль, й. Каждый их этих звуков должен быть в начале, в середине, в конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.

Например:

С  - сани, маска, автобус.

Сь – Сима, кисель, гусь.

З – зубы, коза.

Зь – Зина, козел.

Ц – цветок, пуговица, огурец.

И т.д.

 

2.    Исследование слуховой дифференциации:

(Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.)

Например:

(з – с)      коза – коса

(с – ш)    мишка – миска

(р – л)    рожки – ложки

(к – г)     кости – гости

(п – б)    башня – пашня

(в – ф)    сова – софа

И т.д.

3.    Исследование словарного запаса:

а). Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, мебель, профессии и т.д.

б). Нахождение общих понятий для групп предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда).

в). Подбор признаков и название по признакам предмета: кислый, желтый (лимон).

г). Подбор действий к предмету, подбор предметов к действию (собака – лает, кошка – мяукает).

д). Подбор слов, близких по значению: хороший, приятный,…

е). Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой,…

 

4.    Проверка развития связной речи:

а). Подберите сюжетную картинку и попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.

б). Попросите ребенка пересказать небольшой рассказ, обратите внимание на последовательность изложения событий, логические выводы.

в). Попросите ребенка разложить серию сюжетных картинок (5-6 картинок) и составить логически связный рассказ по этим картинкам.

( при рассказывании ребенка обратите внимание на умение согласовывать слова в предложении, употребление предлогов, произношение слов сложной слоговой структуры).

  

Если, при выполнении  этих заданий ребенок испытывает трудности, Вам необходимо обратиться к специалисту, который поможет успешно разрешить речевые проблемы будущего школьника.